Люстра – это не только осветительный прибор, но и элемент для создания завершённого интерьера. Нередко изделие становится главным акцентом обстановки. Многообразие моделей светильников поражает воображение.
Принцип работы традиционной люстры прост: с помощью стационарного выключателя на прибор подаётся питание. Чуть сложнее устроены светильники на пульте управления. По внешнему виду они ничем не отличаются от простых.
В их конструкцию вмонтирован принимающий сигналы элемент, который искусно замаскирован и потому не заметен. Пульт дистанционного управления позволяет включать\выключать свет и регулировать его яркость с дальнего расстояния – от 30 до 100 м.
В схему осветительных приборов на пульте часто включают галогеновые лампы и светодиоды, что делает энергопотребление экономичным.
Покупателям предлагается большое число моделей осветительных приборов: помпезных и сдержанных, массивных и компактных, монохромных и пёстрых.
По типу конструкции делятся на подвесные и потолочные. Подвесные люстры крепятся к установленному в потолке крюку с помощью цепи или струны. Место соединения проводов с проводкой и элементов с крюком маскируется декоративной плашкой.
Длина шнура у разных моделей отличается, обычно по желанию хозяев она поддаётся регулировке. Изготавливаются из разных материалов: металл и текстиль, хрусталь и стекло, дерево и бумага и т.д. Они выполняются в разных стилях и формах.
Подвесные модели бывают одноплафонными, либо представляют собой каркас, к которому крепятся светильники. Интересен вариант с гроздьями из 5-6-ти плафонов, подвешенных к основанию на шнурах.
Если длины этих струн одинаковы, то получается классическая световая композиция. Разноразмерные же подвесы создают причудливые многоуровневые арт-объекты.
Подвесные светильники различаются направленностью плафонов. Предпочтителен вариант, когда светильники «смотрят» вверх – такое положение даёт комфортное для глаз светорассеивание.
Если же поверхность потолка отличается зеркальной глянцевитостью, лучше выбрать прибор с направленными вниз плафонами. Альтернативная идея – приобретение люстры с регулируемыми светильниками на спотах, которые можно легко поворачивать в стороны.
Другой тип конструкции – прикрепляемый к потолку с помощью планки приповерхностный светильник. Это вариант для комнат с невысокими потолками.
Чаще такие изделия выполняются в виде тарелки. Они могут быть многосегментарными или представлять собой цельную конструкцию. Плафоны осветительных приборов этого типа обычно изготавливаются из стекла или пластика. Чем прозрачнее материал – тем больше света пропускает прибор.
Для усиления осветительной функции модели оснащают зеркальными отражателями. Под плафоном – один или несколько источников освещения. Недостаток потолочных светильников – для замены перегоревшей лампочки приходится снимать плафон.
По стилевому оформлению люстры делятся на:
- классические люстры – это объёмные изящные изделия с обилием подвесок и других декоративных элементов. Они создают торжественную атмосферу, и потому подходят для оформления гостиных и холлов.
Разновидность этого типа – хрустальные люстры, декор которых выполнен из хрусталя. Материал усиливает свет от ламп и создаёт завораживающие переливы.
Даже скромно обставленной комнате такое изделие придаёт роскошный вид. Классика вот уже не одно десятилетие на пике популярности, она не выходит из моды;
- флористический стиль – подвид классики. К этой категории относятся модели, декорированные растительными мотивами: ковка в виде вьющихся стеблей, плафоны в форме цветов, цветочный орнамент и т.д.;
- люстры в стиле «модерн» – сюда относятся светильники нестандартной формы: оригинально оформленная сфера, сложная композиция из декора и плафонов в духе минимализма, строгая геометрия и т.д.
Отступление от традиций гармонично в современных и эклектичных интерьерах.
- Люстры в японском стиле – страна восходящего солнца сегодня в тренде. «Японские» варианты характеризуют правильность линий и сдержанный декор. При их изготовлении используются растительные материалы (либо их искусная имитация) – рисовая бумага, бамбук, дерево;
- Винтажные люстры – это выполненные «под старину» осветительные приборы из хрусталя, стекла и металла.
Черты винтажного стиля:
- лаконичные плафоны;
- замысловато изогнутая арматура;
- сложные узоры;
- цветное стекло;
- нетрадиционные формы (куполообразные светильники-клетки, или, наоборот, строгие многоугольники);
- светлые краски в оформлении;
- Люстры «эко» – гармонируют с обстановкой загородных домов, а в городские квартиры привносят тепло природных материалов.
Модели обычно изготавливаются из дерева и декорируются естественными украшениями: перьями, рогами животных, шишками, композициями из соломы и листьев и т.д.
Это могут быть как натуральные элементы, так и их правдоподобная имитация. Вещи «эко» гармонично дополняют простые «сельские» стили – кантри, прованс.
Эффектно смотрятся эклектичные варианты – двухъярусные модели, «этажи» которых выполнены в разных стилях. Яркий пример – созданное в духе хай-тек широкое металлическое кольцо с вмонтированными лампами над классической люстрой, декорированной подвесками и плафонами в виде свечей.
По наличию дополнительных функций выделяются лаконичные модели и варианты с «бонусом» в виде пульта дистанционного управления с функцией регулировки мощности.
Основная характеристика – мощность. Этот параметр влияет даже на внешний вид осветительных приборов. Показатель складывается из мощностей ламп на люстре. Чем больше в люстре плафонов, тем она мощнее.
Рекомендуемый вариант – 15-25 Вт на 1м2 комнаты.
Важен выбор лампы, подходящей для люстры:
- лампы накаливания – эти источники излучают уютный комфортный для глаз свет. Правда, лампы накаливания половину потребляемой энергии тратят на выделение тепла, поэтому они не экономичны.
Изделия быстро перегорают, а способность сильно нагреваться делает их непригодными для текстильных и бумажных абажуров;
- энергосберегающие лампы – отличаются экономичным энергопотреблением, долгим сроком службы, яркостью. Покупатель может выбрать «холодный» белый вариант, обеспечивающий максимум освещённости, либо по-домашнему уютный жёлтый;
- галогеновые лампы – вид энергосберегающих источников света, отличительные черты которых – долговечность и яркость;
- люминесцентные лампы – источники, обеспечивающие яркий холодный резкий свет;
- светодиоды – лёгкие, почти не нагревающиеся источники яркого света.
Ещё одна характеристика светильников – материал. Чаще абажуры и плафоны выполняются из пластика, прочного стекла, хрусталя, текстиля, бумаги.
Каркас же обычно делают из металла, дерева или пластмассы. В качестве декора иногда используются и вовсе неожиданные материалы – перья, засушенные ягоды и т.д.
ПЛЮСЫ
В современных квартирах уже не встретишь тусклую лампочку Ильича, одиноко висящую под потолком. Осветительные приборы облагораживают интерьер и создают подходящее для комнаты соответствующего назначения освещение.
В спальне желателен мягкий и уютный свет, располагающий к отдыху и расслаблению, в гостиной во время приёма гостей – яркий и праздничный, в детской – мощный, но при этом комфортный для глаз.
Преимущества различных вариантов света люстры:
- желтый свет полезен для глаз; это нестареющая классика, универсальный вариант;
- белый свет (излучение люминесцентных ламп в прозрачных плафонах) повышает работоспособность, но вскоре утомляет своей резкостью;
- красное сияние будоражит и повышает давление;
- оранжевое освещение ускоряет пульс и вызывает аппетит (это замечательный вариант для кухни);
- голубое свечение расслабляет нервную систему и понижает давление;
- зелёный свет дарит глазам комфорт и обладает лёгким успокаивающим эффектом – это подходящий вариант для спальни или детской;
- сияние фиолетового или синего цвета при длительном воздействии угнетает, раздражает, даже вызывает депрессию; такие приборы не подходят для комнат, где люди при включенном свете проводят много времени.
Люстра – это ещё и средство создания нужной атмосферы.
Преимущества различных вариантов света люстры:
- желтый свет полезен для глаз; это нестареющая классика, универсальный вариант;
- белый свет (излучение люминесцентных ламп в прозрачных плафонах) повышает работоспособность, но вскоре утомляет своей резкостью;
- красное сияние будоражит и повышает давление;
- оранжевое освещение ускоряет пульс и вызывает аппетит (это замечательный вариант для кухни);
- голубое свечение расслабляет нервную систему и понижает давление;
- зелёный свет дарит глазам комфорт и обладает лёгким успокаивающим эффектом – это подходящий вариант для спальни или детской;
- сияние фиолетового или синего цвета при длительном воздействии угнетает, раздражает, даже вызывает депрессию; такие приборы не подходят для комнат, где люди при включенном свете проводят много времени.
Люстра – это ещё и средство создания нужной атмосферы.
МИНУСЫ
Среди недостатков светильников выделяются:
- сложности монтажа (часть проблем связана с установкой светильника на подвесной потолок);
- трудоёмкий уход: чтобы помыть потолочный светильник, его придётся снять, а у подвесной люстры необходимо при каждой чистке откручивать плафоны.
С трудностями сопряжён уход за любым материалом: стекло ввиду хрупкости требует бережности и осторожности, бумага и текстиль плохо очищаются от грязи, дерево способно «обрасти» грибком и т.д.
К тому же, при мытье осветительных приборов нужно соблюдать меры предосторожности;
- цена: модели от надёжных производителей стоят недёшево;
- недолговечность: покупая недорогую люстру непроверенного производителя, не стоит рассчитывать на долгий срок её службы. Обычно в них используются некачественные материалы, которые быстро выходят из строя и не подлежат замене или ремонту;
- поломки: даже изделия от надёжных производителей не застрахованы от поломки. Особенно это касается сложных моделей на пульте управления. Время от времени люстре требуется ремонт.